Гараж часто называют вторым домом. Это помещение используется как крытая стоянка для автомобиля, здесь же и мастерская, а остатки свободного места занимают те габаритные вещи, которым не хватило места в квартире. Кроме того, зачастую под полом гаража находится подвал. Поэтому полу гаража следует уделить особое внимание – он должен быть прочным и долговечным. Этим требованиям в достаточной степени отвечает бетонная стяжка. Устройство в гараже бетонированного пола – простое и недорогое решение вопроса.
Все работы хозяин гаража может выполнить своими руками, нужно лишь четко выполнять определенные технологические требования.
Необходимые материалы и оборудование
- Щебень (гравий).
- Песок.
- Цемент.
- Вода.
- Сетка арматурная.
- Доски для опалубки.
- Металлические профили или деревянные бруски для маяков.
- Бетономешалка.
- Гидроизоляционные материалы (полиэтилен, толь, рубероид).
- Утеплитель.
Несколько слов по поводу бетономешалки: можно, конечно, готовить смесь и вручную, но во-первых, – это просто тяжело физически, а во-вторых, может не получиться качественно перемешанный бетон.
Подготовка основания
Идеальным основанием для пола является уже имеющаяся железобетонная плита, опирающаяся на цоколь гаража. Однако в большинстве случаев пол бетонируется непосредственно на грунте – именно такой вариант и будет в дальнейшем рассматриваться.
Самое первое, что нужно сделать, войдя в гараж, – это посмотреть, что под ногами. Если видите остатки полянки, на которой возведены стены, с травой, строительным мусором – берите в руки лопату. Предстоит снять слой грунта, для того чтобы в дальнейшем приступить к устройству подушки.
Сразу же возникнет вопрос: на какую глубину копать. Ответ: от 25 до 50 сантиметров.
Полуметровый слой подушки может показаться излишним, но нужно помнить о зимних холодах. Если грунт под полом окажется изначально не сухим, то зимой его будет пучить, т.е. велика вероятность того, что бетон пола просто поднимется и разломится.
Углубились, выровняли, утрамбовали. Трамбовку вполне можно сделать из подручных средств: обрезка бревна и прикрепленной сверху удобной поперечины для держания руками. Уплотнять «до звона» нет необходимости.
Устройство подушки:
Важно: слои бетонного пола неизменны.
Начинайте делать подушку: мелкий гравий или щебень насыпается толщиной приблизительно 30 см. Щебень нужен именно мелкий, а не высев (отсев).
Засыпанная поверхность разравнивается, и на нее укладывается слой речного песка 10-15 см. Меньшая часть песка заполняет пустоты в гравии или щебне, а большая остается сверху в качестве прослойки. Именно слой песка в дальнейшем равномерно распределит нагрузку на пол и предотвратит деформации.
Получившийся пирог рекомендуется смочить водой и вновь утрамбовать.
Помните: прежде чем создавать слои пола, нарисуйте бетонный пол в разрезе и заранее проставьте размер толщины каждого слоя. Не забывайте, что кроме стен в гараже есть уже и ворота, поэтому нужно, чтобы в итоге готовый «чистовой» пол был либо на уровне порога ворот, либо чуть выше. В общем, чтобы пол получился на той отметке, которую вы изначально и запланировали.
И еще. Уже на стадии выравнивания грунта нужно иметь на стенах гаража высотные отметки. Они будут предварительными и не очень точными, но на свой острый глаз полагаться не следует. Сложно найти длинный водяной уровень, поэтому можно использовать и простой строительный, конечно, не самый маленький. Все-таки «на глазок» определите самую высокую точку грунта в гараже и от нее отложите вверх (отметьте) требуемый размер до планируемого «чистого пола». Далее прямо на стенах рисуйте горизонтальную линию по всему периметру. Эта черта, пройдя все четыре стены, должна прийти в начальную точку.
Малой погрешностью можно пренебречь, поскольку более точный уровень пола выполнится в процессе работы с помощью маяков. Во всяком случае, гарантированно не случится грубой, трудно исправляемой, ошибки.
Устройство гидроизоляции
Гидроизоляция делается поверх слоя песка и защищает бетон от капиллярного воздействия влаги. Проще всего растянуть полиэтилен толщиной 200-250 мкм. Полотнища укладываются внахлест до 15 см и проклеиваются влагонепроницаемым строительным скотчем или ПВХ-лентой. В местах примыкания к стенам края полиэтилена следует загибать вверх чуть выше отметки финишного пола. Тем самым создается компенсационная прослойка между стеной и полом.
В качестве гидроизоляционного материала можно использовать и рубероид, и гидростеклоизол, и многие современные мембраны.
Утепление пола
Если решено делать пол утепленным, то поверх гидроизоляции укладываются пенополистирольные плиты толщиной до 10 см. Это может быть утеплитель марки ПСБ-С-35.
Рулоны или плитки размещаются как можно плотнее, а щели перекрываются строительным скотчем. После того как вся площадь пола будет заполнена теплоизолятором, поверх него вновь расстилается полиэтилен. В отапливаемом гараже теплоизоляция сэкономит порядка 20% энергии, используемой для обогрева помещения.
Армирование
Готовый бетонный пол в дальнейшем будет долгое время подвергаться как динамическим (въезд-выезд автомобиля в гараж), так и статическим (стоянка) нагрузкам. Поэтому для достижения нужной жесткости бетон армируется.
Чаще всего для этой цели используется дорожная сетка с толщиной прутков 5 мм и размером ячеек 100х100 или 150х150. Эта сетка уже сварена, и ее нужно лишь распределить по площади пола.
Второй вариант – изготовление сетки самостоятельно, на месте. Т.е. необходимо приобрести пучок арматуры, разложить и связать множество ячеек. Причем лучше именно вязать мягкой проволокой, а не сваривать. Связанная сетка, имея некоторую степень свободы в местах вязки, не ломается в случае возможной деформации бетонного пола.
Вся сетка впоследствии должна оказаться в средней части слоя бетонной смеси. Для этого заранее готовятся фиксаторы-подкладки из подручных материалов (камни, обломки кирпича, обрезки металлических профилей и т.п.).
Внимание! Следующим этапом будет установка маяков. Запомните: маяки нельзя крепить непосредственно на арматурную сетку. Практика показывает, что во многих местах бетон не затекает под маяки, там остаются пустоты, ослабляющие всю конструкцию.
Установка маяков
Маяки необходимы для получения строго горизонтальной плоскости пола. Сгодится профильная труба, металлический уголок, профиль для гипсокартона, специальные алюминиевые маяки.
В идеале маяков не должно быть много, поскольку изготавливается монолитный массив, и нежелательно разрывать его на фрагменты. Лучший вариант – найти правило в 2.5 метра и тогда в гараже стандартных размеров понадобится всего два маяка с шагом 1.8 метра. В любом случае, правило должно быть на 20 см длиннее, чем расстояние между маяками.
По линии устанавливаемых маячных профилей заливаются через 30-50 см островки из алебастра или густого цементного раствора. На них укладываются маяки и тщательно выравниваются при помощи длинного строительного уровня или лазерного. Если есть высотные отметки, то можно применить и натянутые нити. Когда установка закончена, лучше всего отложить последующие работы до следующего утра, чтобы раствор схватился, тогда маяки гарантированно не будут сбиты правилом при заливке.
Бетонирование
Бетонная смесь готовится из цемента, щебня, песка и воды.
В строительстве есть такое понятие, как «марка бетона». Она определяет, какую нагрузку способен выдержать материал в расчете на 1 кв.см. или 1 куб.см. Для гаражного пола вполне достаточно марки 200. Для приготовления бетонной смеси марки 200 закупается цемент марки 400.
Далее компоненты будут смешиваться в такой пропорции: на ведро цемента добавляется 2 ведра песка и 5 ведер щебня. Количество воды зависит от того, какой густоты предполагается изготовить смесь. С густым раствором тяжелее работать, его приходится постоянно «штыковать» лопатой и уплотнять, иначе возможны нежелательные пустоты. Если бетон слишком жидок, то цементное молочко под правилом вначале создает видимость ровной поверхности, но после испарения воды на полу появятся ямки и впадины.
Бетономешалка правильно загружается следующим образом: вначале наливается вода, затем засыпаются песок, цемент и щебень. В процессе размешивания контролируется густота смеси в барабане и, если нужно, подливается вода.
Какой же толщины должен быть пол? Слой бетона в 150-200 мм с запасом выдержит всевозможные нагрузки. Если заливается гараж стандартного размера (2х3 метра), то при толщине пола в 200 мм понадобится 1.2 кубометра бетона.
Приготовленным раствором заполняется пространство между маяками. Бетонная масса разравнивается правилом, оба края которого скользят по верхним поверхностям маяков. Правилом совершается несколько движений до той поры, пока не появится тонкий слой цементного молочка.
Одновременно, пока есть доступ, аккуратно подравниваются мастерком или теркой места примыкания пола к стенам или колоннам.
Важно помнить, что хорошо перемешанный и плотно уложенный бетон значительно увеличит прочность покрытия после затвердевания.
Всю площадь пола гаража желательно залить в один день, поэтому необходимые материалы должны быть приготовлены в нужном количестве. Работа по заливке начинается с дальней стороны гаража и закончена она будет на линии ворот.
Устройство выравнивающей стяжки
Ну вот, пол залит, последующие два-три дня следует наведываться в гараж и смачивать поверхность. Влага необходима для получения максимальной прочности. Можно даже укрыть всю площадь пола полиэтиленом, который воспрепятствует быстрому испарению влаги.
Бетон набирает проектную твердость приблизительно месяц. По свежезалитому полу ходить можно уже на следующее утро, но машину в гараж не следует ставить ранее, чем через три недели. Однако через пару дней крепости бетона достаточно для того, чтобы сделать завершающий аккорд – цементно-песчаную стяжку.
При помощи стяжки поверхность окончательно выравнивается, и ей придается уклон в сторону ворот в 2%. Раствор готовится из одной части цемента и трех частей песка. Смесь должна напоминать не очень жидкое тесто для блинов. Толщина слоя в 3 сантиметра считается вполне достаточной. Разравнивается слой так же деревянной рейкой, но лучше, если правило будет металлическим. Мелкие доработки выполняются опять-таки металлическими теркой и полутерком.
Пол практически готов. Однако хочется иметь приятный внешний вид. Существует несколько вариантов: самое простое – это покраска специальными пропитками для бетона, которые создадут на поверхности гладкий глянец, можно сделать облицовку керамогранитом, кому-то нравится резиновый ковер.
Вывод: одному человеку вполне по силам самостоятельно сделать бетонный пол в гараже. Если же у него есть еще и помощник, то задача значительно упростится.